Православие

Что такое «Православие»?

Православие (от греч. ὀρθοδοξία, буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление») – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Понятие Православие включает в себя три взаимосвязанные части:

  1. это чистое, целостное и неискаженное христианское учение;
  2. во-вторых, под Православием надо понимать сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение;
  3. в-третьих, под Православием надо понимать духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека.

Все три смысла Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого.

Православие, поэтому, не ограничивается одной совокупностью догматов, это не теоретическое философское учение: истинно православным будет тот, кто по-православному мыслит, по-православному чувствует и живе. Истинно православным будем тот, кто истинно учение Христово стремится воплотить в своей жизни.

Православие — это не какая-то чисто земная организация, возглавляемая патриархами, епископами, и священниками, но это также мистическое «Тело Христово», Глава которого Сам Христос (см. Еф. 1:22—23 и Кол. 1:18, 24 и др.) и в состав которого входят не одни священнослужители, а все истинно верующие во Христа, принявшие Его всем сердцем, законным путем вступившие в основанную Им Церковь через Крещение, — как еще живущие на земле, так и все умершие в вере и благочестии.(еп. Аверкий Таушев).

По словам апостола:

Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.  Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Основы православия

Православная вера основана на Божественном Откровении, т.е. на том, что Бог Сам открыл людям, чтобы они могли правильно и спасительно веровать в Него и достойно Его чтить. (См. Катехизис)

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Предание в обиходном языке означает мнения, верования или обычаи, унаследованные потомками от предков. В этом смысле христианское предание – это вера и практика, которые были переняты апостолами от Иисуса Христа и с апостольских времен передавались в церкви от поколения к поколению.

Но для православных христиан предание означает нечто более конкретное и специфичное: книги Библии, символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, духовности и искусства, выработанная православием на протяжении веков.

Священное Предание истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки — потомкам.

Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией. Без знания Священного Предания познание Священного Писания вряд ли возможно в полной мере…

Священное Писание

Священное Писание, или Библия содержит разные книги: те Священные книги, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.

Ветхий и Новый Заветы — это означает древний и новый союз Бога с человеком. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию, а Новый Завет заключается в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих вида:

  1. законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета;
  2. исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия;
  3. учительные, которые содержат учение благочестия;
  4. пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе.

Законоположительных книг — пять; они написаны пророком Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование — Закон Моисеев (Лк.24:44)

Исторические книги Ветхого Завета — это книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфирь.

Учительные книги — это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.

Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Она является превосходным руководством к молитве и прославлению Бога и потому постоянно употребляется в церковном богослужении.

Книги пророческие — это книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати других пророков.

В состав Ветхого Завета включаются также другие назидательные книги, которые иногда называют «второканоническими», потому что они не вошли в древний канон (подробнее можно прочитать в энциклопедии «Древо»).

Книг Нового Завета — двадцать семь. Это четыре Евангелия, повествующие о земной жизни Иисуса Христа, книга Деяний святых Апостолов, которая повествует о сошествии Святого Духа на Апостолов и о распространении через них Церкви христианской, и двадцать одно послание апостолов, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Священное Писание необходимо читать с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его понимании; делать это нужно с чистым намерением, для наставления в вере и побуждения к добрым делам; и понимать его следует в согласии с толкованиями Православной Церкви и святых отцов.

Символ веры

Символ веры — это краткое учение о том, во что должны веровать христиане. Символ веры должны публично произнести и согласиться в своем сердце все, кто через таинство Крещения вступают в Православную Церковь.

Символ веры был сформулирован святыми отцами, собиравшимися в древности на Вселенские Соборы для решения самых важных вопросов веры. Символ веры состоит из 12 частей («членов»):

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых
  12. И жизни будущаго века. Аминь.

В первом члене Символа веры говорится о Боге, особенно о Первой Ипостаси Святой Троицы — о Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене о Второй Ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием.

В третьем члене — о Воплощении Сына Божия. В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене — о Воскресении Иисуса Христа. В шестом члене — о Вознесении Иисуса Христа на Небо. В седьмом члене — о Втором Пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом члене — о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе. В девятом члене — о Церкви. В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В одиннадцатом члене — о будущем (всеобщем) Воскресении мертвых. В двенадцатом члене о Жизни Вечной.

Подробнее о Символе веры и толковании его положений можно прочитать, например, на сайте «Азбука веры»

Молитва

Есть свидетельство слова Божия о том, что молитва является средством для приобретения спасительной надежды. Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: «еже аще что (если чего) просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.14:13).

Во время молитвы христианин, вознеся ум и сердце к Богу, должен прославлять Его за Его Божественные совершенства, во-вторых, благодарить Его за Его благодеяния, в-третьих, просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословий: славословие, благодарение, прошение.

Можно молиться словами (это т.н. наружная молитва) без слов, умом и сердцем (это т.н. внутренняя или духовная, умная или сердечная молитва). Но одной наружной молитвы для получения благодати не только недостаточно, наоборот, одна наружная молитва, без внутренней, прогневляет Бога.

Но недостаточно оказывается и одной внутренней молитвы, без наружной. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога и телесно, и душевно. Сам Господь наш Иисус Христос духовную молитву Свою являл и словами, и благоговейными движениями тела: иногда, например, возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю.

Существует молитва, которой Господь научил апостолов, чтобы они всегда могли молиться Богу. Она так и называется: Молитва Господня, или по первым словам «Отче наш».

  • Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого, Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь!

Как видно, молитва эта состоит из призывания Бога («Отче наш…»), нескольких прошений о самом насущном и заканчивается славословием («Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь!»). Аминь — это древнее слово, означающее в переводе «истинно» или «да будет».

Что ещё можно почитать о православии?

Информация на этой странице, конечно же, не полная. Здесь не рассказано о заповедях, по которым можно (и нужно) строить свою жизнь, о Таинствах, в которых верующим посылается Благодать от Бога.

Всё это подробнее можно прочитать, например, на сайте «Азбука веры» (где опубликован Катехизис, т.е. наставление в православной вере), в православной энциклопедии «Древо». Ежедневные евангельские чтения, наставления и жития святых опубликованы в православном календаре. Это не единственные сайты, посвященные православию, как учению или как оргнизации верующих. Было бы желание…

На этой странице даны некие основы православия, маяк, который поможет Вам сориентироваться в своей жизни, что читать и, главное, что делать дальше. Контакты прихода и общее расписание богослужений нашего храма можно найти на других страницах этого сайта.

Просмотров (52)

Комментирование запрещено

  • Ноябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Окт    
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930